Все о тюнинге авто

Урок по окружающему миру на тему "что такое окружающий мир". “Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

Окружающий мир - один из самых интересных и увлекательных уроков в начальной школе. Это мир вокруг нас, это животные и растения, это космос, вся вселенная у нас на ладони. Ребенок начинает понимать особенности ее функционирования, узнает, как все происходит в этом мире. Окружающий мир в начальной школе 1,2,3,4 классе - это подготовка к пониманию ребенком таких предметов как биология, физика, химия, астрономия, физика. Это необходимая база знаний. Чтобы накопить хорошую базу, нужно много читать, а родителям - заниматься со своим ребенком. В занятиях помогут методические пособия, которые вы можете бесплатно скачать и распечатать с нашего сайта.

  • ГДЗ Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков 2019 ✍

    Итак, в 2019 году рабочие тетради к уроку "окружающий мир", автор Плешаков, программа "Школа России" были переизданы и приведены в соответствие к новым учебникам программы "Перспектива". Отличить 8-е издание от 7-го (до 2019 года) можно по обложке. Заменен значок в левом верхнем углу, да и справа, если посмотреть повнимательнее, тоже угол изменен. Многие задания в этих новых рабочих тетрадях остались теми

    ...
  • Строение тела человека. Карточки и плакаты для начальных классов

    С детства ребенок знает, что такое руки, ноги, голова, но дети, порой, даже не задумываются, а что же находится внутри себя самих? Уже в детском саду воспитатели дают деткам элементарные представления о строении человеческого тела, но, к школе все это благополучно забывается. В начальных классах же, на уроках "Окружающий мир", ученикам предстоит познакомиться поближе со своим телом, с его органами и системами, узнать, где

    ...
  • Андрей Юрьевич Боголюбский. Доклад 4 класс

    Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром и еще потому, что князя называли "боголюбивым". Он способствовал созданию мощного Владимиро-Суздальского княжества.

  • Владимир Святой. Доклад 4 класс

    Владимир Святой - князь новгородский и киевский, при котором произошло Крещение Руси. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. Великий князь Владимир крестился в греческом городе Херсонесе (Корсуне), который располагался в южной части нынешнего полуострова Крым. С принятием святого крещения князь Владимир стал править Русью по-новому -

    ...
  • Материки мира (континенты)

    Материк - очень большой участок суши, омываемый морями и океанами. Несмотря на такую формулировку, 4 из них все же имеют сухопутные границы - перешейки. Для каждого материка характерны свои климатические условия, животный и растительный мир. Поговорим подробнее о каждом материке.

  • Про профессии для детей (подготовка к ВПР по окружающему миру)

    Существует масса профессий, о которых ребенок в четвертом классе даже не подозревает. В школьных учебниках по окружающему миру о них не пишут, а на ВПР в конце четвертого класса по этой теме вопросы обязательно зададут. Давайте поближе познакомимся с миром профессий.

  • Доклад про северного оленя для детей

    Северный олень обитает на Крайнем Севере, в тундре. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него густая короткая шерсть, особенно в зимние месяцы. Копыта северного оленя широкие, чтобы ходить по снегу или болоту и не проваливаться. Ещё эти копыта могут раздвигаться, как растопыренные пальцы, и становиться еще шире. Края опыт крепкие, острые. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег,

    ...
  • Доклад / сообщение "Железная руда". Как она появилась, как и где добывают железные руды

    Я расскажу о железной руде. Из нее получают чистое железо. Почти все основные месторождения железной руды находятся в породах, которые образовались больше миллиарда лет назад. В то время земля была покрыта океанами. В составе планеты было много железа и в воде находилось растворенное железо. Когда в воде появились первые организмы, создающие кислород,

    ...
  • Александр Невский. Сообщение 3-4 класс

    Александр Ярославович родился в Переславле-Залесском в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже с четырех лет ребёнка отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша начали учить военному делу и грамоте. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс тетрадь для практических работ №1 Тихомирова. Ответы на задния

    Не секрет, что сейчас все учебники и рабочие тетради на печатной основе делятся на одобренные министерством образования и не одобренные. Создаются списки пособий, по которым официально разрешено проводить уроки в школе. А есть такие учебники и тетради, которые даже и лучше, но их в список официальных не внесли (видимо, мало денег дали на лапу). Так вот,

    ...
  • ГДЗ к тетради "Окружающий мир" за 4 класс, 1 часть, 2-е издание, то есть тетради, изданной с 2013 по 2018 год включительно. Четвертый класс, уже четвертый, самый последний класс начальной школы. Это означает, что все будет не так просто, как раньше. Задания довольно сложные, заставляющие задуматься, поискать информацию. Это мы про уроки по предмету

    ...
  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебник

    Для наших постоянных посетителей - новое ГДЗ к первой части рабочей тетради "Окружающий мир" за четвертый класс, 3-е издание (2019 год и далее) авторы тетради Плешаков, Крючкова. Надо сказать, что вам, ребята, и вам, родители, с этими тетрадями повезло, ведь в изданиях до 2019 года в ней было на порядок страниц больше. 90 с лишним

    ...
  • Разгадывать загадки - очень увлекательное занятие. И не только увлекательное, но и познавательное, заставляющее ребенка мыслить и рассуждать. Осенью, конечно же, не обойдемся без соответствующих загадок: про осень как время года, про ее дары, осеннюю красоту.

  • Живая и неживая природа, ее объекты

    Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа? Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

  • ГДЗ Окружающий мир 1 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков

    Мир, который нас окружает - окружающий мир - ребенок начинает познавать еще в младенчестве. Но более близко и подробно он знакомится с окружающим миром на уроках в начальной школе на одноименном предмете. Если вы учитесь по программе "Школа России", то автор ваших учебников и рабочих тетрадей по окружающему миру - Плешаков. В первом классе задания довольно простые, писать нужно минимум, в основном рисовать или вклеивать что-то

    ...
  • Кустарники, полукустарники, кустарнички

    Кустарник - низкорослое древовидное растение, не имеющее главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой. Ветви кустарника начинаются почти от самой поверхности почвы. Кустарники – это многолетние растения. В лесах кустарники обычно занимают подлесок. Так как до подлеска доходит намного меньше солнечного света, растения в нём тенелюбивы и способны выполнять фотосинтез при ограниченном

    ...
  • ГДЗ Окружающий мир 2 класс рабочая тетрадь 1 часть Плешаков

    Готовые домашние задания по предмету окружающий мир пригодятся вам обязательно, потому что зачастую в заданиях есть указание найти информацию в интернете. А где в интернете самые правильные и подробные ответы на вопросы по окружающему миру? Конечно же, у нас на 7 гуру! Ловите ГДЗ к первой части рабочей тетради за 2 класс, окружающий мир, автор тетради Плешаков, программа школа России.

  • Проект "Города России". Окружающий мир 2 класс

    Примеры проектов на тему "Города России" по предмету окружающий мир 2 класс, программа "Школа России", выполненные учениками вторых классов.

  • Во второй части учебника по предмету окружающий мир за 2 класс, автор Плешаков, рассмотрены темы о здоровье и безопасности, общение и путешествия. Это основные направления, пронизывающие и учебник, и рабочую тетрадь по программе "Школа России". По традиции каждая большая глава рабочей тетради заканчивается темой "Проверим себя и

    ...
  • Комнатные растения не только украшают собой помещение, они еще и приносят пользу, растения насыщают воздух кислородом. Но чтобы комнатное растение чувствовало себя хорошо, росло, не высыхало, необходимо за ним ухаживать. За каждым растением свой уход. Какие-то любят тенек, а другие прекрасно себя чувствуют на солнцепеке. Одни нужно часто и обильно поливать, а другие от

    ...
  • Обработка льна на Руси в старину 🎥

    Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из

    ...
  • ГДЗ Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания с правильными ответами на урок Окружающий мир, 3 класс, ко 2 части рабочей тетради. Автор рабочей тетради Плешаков А.А. Программа Школа России. Решебник одобрен учителем.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Крючкова. Ответы на задания, решебник

    Рабочая тетрадь по предмету Окружающий мир за 4 класс, авторы Плешаков А.А. и Крючкова Е.А. по программе Школа России сродни тетради по Перспективе, сказывается один автор. Но есть и значимые различия, поэтому ответы к этой рабочей тетради свои и мы публикуем для вас ГДЗ для сверки.

  • ГДЗ Окружающий мир 4 класс тетрадь для практических работ 2 часть. К учебнику Плешакова. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания по предмету Окружающий мир за 4 класс сослужат хорошую службу родителям и помогут быстро проверить, как их ученик справился со своим домашним заданием, сверить ответы. На этой страничке ГДЗ к тетради для практических работ, 2 часть рабочей тетради к учебнику автора Плешаков А.А. Автор

    ...
  • Российская федерация протянулась с запада на восток и с севера на юг на многие километры, поэтому четко прослеживается зональность территории. Солнце по-разному освещает и греет разные части земного шара. Больше тепла приходится на экватор земли, меньше всего на Северный и Южный полюс. В разные зоны земного шара поступает определенное количество тепла, света, влаги. Эти условия определяют отдельные

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 4 класс". Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Ответы к 5-му изданию. Вторая часть рабочей тетради за 4 класс по предмету "Окружающий мир" авторов Плешаков, Новицкая (программа Перспектива) довольно сложная, но и детки уже не маленькие, способные разобраться и в истории, и в археологии.

  • Атлас-определитель камней и минералов для детей "От земли до неба". Окружающий мир Плешаков + видео

    Когда мы говорим "камни", мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы - это природные вещества, а горные породы - природные соединения минералов. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней

    ...
  • Доклад "Музей Мальцева"

    В Курганской области, в деревне Мальцево Шадринского района находится дом-музей имени Мальцева. В нем жил и работал известный во всем мире российский ученый-агроном Терентий Семенович Мальцев. Музей - большой дом с верандой. Это был раньше детский сад, но после войны дом отдали Терентию Семеновичу с семьей. На чердак ведет длинная лестница со смотровой площадкой наверху, с нее Мальцеву было хорошо видно поля

    ...
  • Деление животных на группы: типы, классы, отряды, роды и виды

    Животный мир велик и многообразен. Животные есть животные, но взрослые решили поделить их всех на группы в соответствии с некоторыми признаками. Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а

    ...
  • Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта - это одно из творческих заданий по предмету "Окружающий мир" 4 класс по учебнику Плешакова. И если с первой частью задания все ясно, а именно, можно написать любую сказку с участием

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 4 класс". Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Ответы к 5-му изданию. По традиции продолжаем публиковать серию качественных готовых домашних заданий по программе Перспектива. На этот раз в поле зрения будет решебник по предмету окружающий мир за 4 класс.

    ...
  • Комплексные итоговые проверочные работы 1, 2, 3, 4 класс ФГОС

    Уж очень любит наша администрация давать детям административные комплексные проверочные работы каждый учебный год. В принципе, выбор верный. Комплексная работа проверяет знания сразу по всем предметам, умение анализировать, мыслить и делать выводы. Она оценивается в баллах - легко проследить

    ...
  • Итоговые тесты и годовые контрольные работы по окружающему миру 1 класс Перспектива (Плешаков, Новицкая)

    Тест и контрольная соответствуют данным учебников по предмету окружающий мир УМК «Перспектива» авторов А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тест содержит 31 задание. Нужно отметить правильный ответ (подчеркнуть или обвести букву). В контрольной 13 заданий.

  • Искусство народа и его творчество неизменно отражают его самобытность и духовное богатство. Одним из таких широко известных русских народных промыслов является гжель. Непревзойденное искусство филигранной росписи на глиняных изделиях и особенности рисунка позволяют с полной уверенностью назвать гжель достоянием России. Этот народный промысел с многовековой историей и сейчас пользуется огромной

    ...
  • Презентация для детей "Лекарственные растения". Лопух, медуница

    Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 3 класс". Рабочая тетрадь 2 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Готовые домашние задания с ответами ко второй части рабочей тетради по предмету Окружающий мир, 3 класс. Авторы тетради Плешаков, Новицкая. Программа Песпектива. Решебник будет полезен каждому ученику

    ...
  • ГДЗ "Окружающий мир 3 класс". Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник

    Ответы на задания в рабочей тетради по предмету Окружающий мир за 3 класс, 1 часть рабочей тетради, авторы Плешаков и Новицкая, программа Перспектива. Решебник поможет вам в выполнении домашнего задания.

    ...
  • Дымковская игрушка - история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

    Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но

    ...
  • Старинные традиционные жилища разных народов

    Дом для каждого человека - это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда

    ...

Воздух и вода, материки и океаны, глубинные недра Земли и насыщенная кислородом атмосфера голубого неба, разнообразие природного ландшафта и удивительные уголки мира.

Всё это Наш общий дом - планета Земля!
В раздел...

Планеты и звезды

В бесконечном расширении пространства, на расстоянии множества световых лет, расположены галактики, звёзды и объекты таинственного мира Вселенной.

Удивительный мир Вселенной, далёкие звёзды и наши соседи - планеты Солнечной системы.
В раздел...

Природные ресурсы

Наша планета содержит огромное количество природных ресурсов, это и водные, земельные и лесные ресурсы, полезные ископаемые, энергия солнца и ветра. Правильное, не расточительное использование природных ресурсов в совокупности с бережным отношением к окружающей среде, благоприятствует жизнедеятельности человека и в целом позволяет развиваться человеческому обществу.
В раздел...

Дары и богатства лежат глубоко в недрах Земли, благодаря которым мы можем получать тепло и энергию, строительные материалы и смеси, драгоценные камни и камнесамоцветное сырьё. Полезные ископаемые залегают в земной коре и образуются из лавы-магмы, осадочных пород и природных минералов, сформировавшись на протяжении длительной истории процессов образования Земли. После разработки и добычи, полезные ископаемые могут эффективно использоваться в торгово-промышленных целях.
В раздел...

Промышленный сектор экономики каждого государства, является важнейшим фактором развития отношений во внешних экономических и политических связей на мировой арене, а развитая отрасль сельского хозяйства становится залогом благополучия в продовольственных потребностях населения.
В раздел...

Отрасли промышленности и энергетики:

Отрасли сельского хозяйства:

Промышленность и сельское хозяйство России и стран мира:

Народы материков и стран мира

На Земле насчитывается более 5 тысяч народов, многие из которых имеют собственный язык, хоть могут и заимствовать для общения язык других стран, тем не менее каждый из народов имеют свою культуру, свой народный костюм, промысел и переходящие из поколения в поколение традиции и обычаи.
В раздел...

Народы материков мира:

Народы стран мира:

Экология, природа и общество

Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Создавая общество, развивая технические средства для улучшения условий жизни в окружающей среде, человек взаимодействует с окружающим миром природы, пользуется энергией и силами природы, использует природные ресурсы и запасы. Понимание и уважение человеком ценностей природы, позволяет жить обществу в гармонии с природой окружающего мира.
В раздел...

В данной статье представлен материал для учащихся 3 класса, окружающий мир для которых предоставлен в виде упрощенных моделей экосистемы. Также рассмотрено понятие общества людей, его структура и значение в жизни каждого человека. На простых примерах идет процесс объяснения окружающего мира. Это главная задача данного материала.

Понятие экосистем

Для того чтобы школьнику 3 класса лучше понять, что представляет собой планета Земля, необходимо наглядно продемонстрировать модель глобуса. Наша планета имеет наружную оболочку, которая называется атмосферой. Все живые организмы на Земле дышат атмосферным воздухом. Атмосфера защищает Землю от перегрева, от излучений космических лучей.

Земля имеет водную оболочку - это гидросфера. Гидросферу образуют подводные воды, реки, моря, океаны земного шара.

Литосфера образует твердую оболочку Земли. Суша, горы, земля относят к литосфере.

Все живые организмы, обитающие на Земле, живут в биосфере. Биосфера находится на границе всех других трех сфер.

Все живые организмы на Земле живут в воздушной, водной и наземной среде. Для того чтобы круговорот веществ в природе не прекращался, все живые организмы не могут обходиться друг без друга. Все организмы по функциям (или ещё можно сравнить функции организмов с профессиями) делятся на производителей, потребителей и разрушителей. Производители - это растения и деревья, потребители - это в основном все животные, а вот к разрушителям относят бактерии, грибы и червей. Производители, потребители и разрушители не могут жить на Земле без воздуха, воды, почвы и горных пород. Следовательно, все выше перечисленные элементы можем разделить на две большие группы: живая и неживая природа. Таким образом, можно представить окружающий мир - это живая и неживая природа.

Понятие общества. Его структура

Для ученика 3 класса для определения понятия общества следует привести в пример его собственную семью, которая (в основной массе) состоит из членов: отец, мать, бабушка, дедушка, братья, сестры. Семья (группа людей) является элементарной или основной ячейкой общества. Все члены общества взаимодействуют между собой. Таким образом, также и общество - это окружающий мир. Всё общество держится на четырех составляющих. Этими составляющими являются парламент, больница, церковь, тюрьма. Окружающий мир - это определенная структура, которая была сформирована еще в древние времена, и её основа сохранена и на сегодняшний день.

Понятие экономики

Давайте выделим те вещи, которые необходимы человеку для жизни. Такие вещи называются потребностями. Что мы можем отнести к потребностям человека? Это потребность в еде, в отдыхе, в одежде, в работе, в сохранении здоровья, в транспорте, в безопасности. Этот список можно еще долго продолжать. Потребности у человечества различны по цели и смыслу.

Потребности могут быть познавательными (театр, книги, телевидение), физиологическими (голод, сон), материальными (квартира, компьютер, машина, дача). Многое нам дает природа - это тепло солнца, воздух, вода, урожай земли. А любовь, общение, дружба - это все мы получаем, общаясь друг с другом. А все материальные блага - это то, чего не может быть в природе (дома, машины, одежду) - дает нам экономика. В переводе с греческого языка - "ведение домашнего хозяйства". Вот в таком простом объяснении для учеников 3 класса окружающий мир будет выглядеть просто и понятно.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на масштабность и сложность, окружающий мир - это довольно хрупкая структура, ценить, а главное, беречь его для будущих поколений является главной задачей взрослых перед детьми. Но при этом на этапе обучения у подрастающего поколения необходимо сформировать соответствующую систему ценностей.

Что такое окружающий мир? Казалось бы, простой вопрос, ответить на который сможет даже ребенок, учащийся в первом классе. Однако стоит копнуть чуть глубже - и оказывается, что в действительности все намного сложнее. И чем старше и образованнее человек, тем сложнее и его версия ответа.

Причиной тому - большой интеллектуальный скачок, который совершило человечество на пути своей эволюции. Множество религиозных течений, философских школ и научных теорий подарило нам возможность изменять трактовку ответа на этот вопрос по собственному усмотрению. Поэтому давайте и сами попытаемся выяснить, что такое окружающий мир в действительности.

Истина в простоте

Для начала рассмотрим данный вопрос, исходя из логики простого человека, не углубляясь в тонкие материи мироздания. Так, окружающий мир - это пространство, которое окружает нас. И вот именно в этот момент появляются первые спорные утверждения.

Если разобраться, то довольно сложно очертить границы, отделяющие одно пространство от другого. Ведь нет конкретных стандартов, способных упорядочить все эти знания в голове у миллиардов людей. В связи с этим если задать обычный вопрос о том, что такое окружающий мир, то получим разные ответы.

Например, для одних это может быть то пространство, что окружает непосредственно их самих. Для иных все намного сложнее, и под этим понятием они подразумевают всю нашу планету или даже Вселенную.

Окружающий мир: живая природа

Однако, несмотря на все разнообразие ответов, есть и те, которые можно выделить в отдельную группу. Это связано с тем, что, несмотря на мелкие отличия, они все же обладают некоторым сходством, ведущим к общей идее.

В частности, многие считают, что окружающий мир - это все живое вокруг нас. Те же леса, поля, речки и пустыни. Животные и растения также входят сюда, так как являются неотъемлемой частью этого мира.

Что такое окружающий мир глазами философов?

Более глубоко рассматривают этот вопрос философы и теологи. Ведь для них наш мир - часть более сложной реальности. Для наглядности рассмотрим главные особенности их взглядов на текущий порядок вещей.

Согласно религии, наша реальность - это место, где люди проживают лишь часть уготованного им пути. То есть окружающий мир лишь ширма, закрывающая от глаз более красивое место - рай.

Что касается философов, то они более смутно формулируют ответ на этот вопрос. В зависимости от школы мыслитель может по-разному определять понятие окружающего мира. Для одних это материальное место, для вторых - духовное, а для третьих и вовсе - сочетание двух предыдущих.

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир − источник чувств. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы − в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения). Истина самого слова, логическое упражнение мысли − вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, − писал великий педагог, − проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений : школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр.
С развитием мышления тесно связано и формирование
коммуникативных умений : участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования и др.
Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит процесс изучения окружающего мира − развитие детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей − естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.
«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» − эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.
Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств − патриотизма, гуманизма, интернационализма
Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объектам и людям.
Задача учителя − воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно занятия по предмету «окружающий мир» позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.
Важным
аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. В последние годы произошла экологизация всех естественнонаучных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно созданной, так и естественной среде их обитания.
В основе
эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально-положительное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональными познавательным становится условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром, определяется первое концептуальное положение построения курса − целесообразно, чтобы он был интегрированным. Многие ученые отмечали важность интегрированного изучения окружающего мира. Еще великий философ Г. Гегель указывал на то, что познание отдельных сторон действительности вне их взаимосвязи рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость».
Интегрированное построение предмета «Окружающий мир» предоставляет такие возможности:
– устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
– подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие
функции .
Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений − выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.
Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественнонаучных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене.
Таким образом, мы рассмотрели понятие об общем развитии личности младшего школьника, ознакомились с психолого-педагогические особенностями детей этого возраста, изучили значение предмета «Окружающий мир» в общем развитии детей младшего школьного возраста.