Все о тюнинге авто

Индия и Пакистан на грани ядерного конфликта: почему это касается всех. Индо-пакистанский конфликт в прошлом, настоящем и будущем Конфликт между индией и пакистаном межгосударственный

Исламабад и Дели готовы в любой момент устроить ядерную бойню. Мы продолжаем анализировать современные конфликтные ситуации в мире, способные привести к крупномассшабным войнам. Сегодня речь пойдет о более чем 60-летнем индо-пакистанском противостоянии, которое в XXI веке усугубилось тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь.

Угроза для всех

Индо-пакистанский военный конфликт занимает, пожалуй, самое зловещее место в перечне современных угроз человечеству. По оценке сотрудника МИД РФ Александра Шилина, «особую взрывоопасность противостояние этих двух государств приобрело, когда и Индия, и Пакистан, проведя серию ядерных испытаний, продемонстрировали свою способность создавать ядерное оружие. Таким образом, южноазиатское военное противостояние стало вторым во всей мировой истории очагом ядерного сдерживания (после холодной войны между СССР и США)».

Это усугубляется тем, что ни Индия, ни Пакистан не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия и продолжают воздерживаться от присоединения к нему. Они считают этот договор дискриминационным, то есть закрепляющим право обладания ядерным оружием за небольшой группой «привилегированных» стран и отсекающим все остальные государства от права на обеспечение собственной безопасности всеми доступными средствами. Точных данных о ядерных возможностях вооруженных сил Индии и Пакистана в открытой печати не публикуется.

По некоторым оценкам, оба государства поставили перед собой цель (а может быть, уже и достигли ее) довести количество ядерных боеприпасов от 80 до 200 с каждой стороны. В случае их применения этого достаточно для того, чтобы экологическая катастрофа поставила под сомнение выживание всего человечества. Причины конфликта и ожесточение, с каким он развивается, свидетельствует о том, что такая угроза вполне реальна.

История конфликта

Как известно, Индия и Пакистан до 1947 года входили в состав английской колонии Индии. Великобритания в XVII веке огнем и мечом взяла «под свое крыло» существовавшие здесь феодальные княжества. Населяли их многочисленные народности, которые достаточно приблизительно можно было разделить на собственно индусов - коренных жителей страны и мусульман - потомков завоевавших Индию в XII-XIII веках персов. Все эти народы сравнительно мирно уживались друг с другом.

Тем не менее, индусы были сосредоточены в основном на территории нынешней Индии, а мусульмане - в теперешнем Пакистане. На землях, которые сейчас принадлежат Бангладеш, население было смешанным. В значительной части оно состояло из бенгалов - индусов, исповедующих ислам.

Британия внесла смуту в относительно мирную жизнь племен. Следуя старому и проверенному принципу «разделяй и властвуй», англичане проводили политику разъединения населения по религиозному признаку. Тем не менее постоянно идущая здесь национально-освободительная борьба привела после Второй мировой войны к образованию самостоятельных государств. К Пакистану отошли северо-западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная провинция, Белуджистан. Это было бесспорно, поскольку данные земли были населены мусульманами.

Отдельным районом стала часть разделенной ранее Бенгалии - Восточная Бенгалия или Восточный Пакистан. Этот анклав мог сообщаться с остальным Пакистаном только через территорию Индии или по морю, но для этого требовалось преодолеть более трех тысяч миль. Такое разделение уже заложило в себе очаг напряженности между двумя странами, но главной проблемой является ситуация с княжествами Джамму и Кашмир.

В Кашмирской долине 9 человек из десяти исповедовали ислам. В то же время исторически сложилось так, что вся правящая верхушка состояла из индусов, которые, естественно, хотели инкорпорировать княжество в Индию. Естественно, мусульмане не были согласны с такой перспективой. В Кашмире стали создаваться стихийные отряды ополченцев, а с территории Пакистана началась инфильтрация групп вооруженных пуштунов. 25 октября они вошли в столицу княжества Сринагар. Спустя два дня индийские части вернули Сринагар и отбросили повстанцев от города. Правительство Пакистана тоже ввело в бой регулярные войска. Одновременно в обеих странах прошли репрессии против иноверцев. Так началась первая индо-пакистанская война.

В кровопролитных сражениях широко применялась артиллерия, участвовали бронетанковые подразделения и авиация. К лету 1948 года пакистанская армия заняла северную часть Кашмира. 13 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию о прекращении огня обеими сторонами, но лишь 27 июля 1949 года Пакистан и Индия подписали перемирие. Кашмир оказался разделенным на две части. За это та и другая стороны заплатили страшную цену - более миллиона убитых и 17 миллионов беженцев.

17 мая 1965 года перемирие 1949 года было нарушено, как считают многие историки, Индией: батальон индийской пехоты пересек линию прекращения огня в Кашмире и с боем взял несколько пакистанских погранпостов. 1 сентября в боевое соприкосновение вступили регулярные части пакистанской и индийской армий в Кашмире. Пакистанские ВВС начали наносить удары по крупным городам и промышленным центрам Индии. Обе страны активно осуществляли заброски воздушно-десантных войск.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не сильнейший дипломатический прессинг, вынудивший Дели прекратить войну. Советский Союз - давний и традиционный союзник Индии, был раздражен этой военной авантюрой Дели. В Кремле не без основания опасались, что в войну может вступить Китай на стороне союзного ему Пакистана. Случись подобное, США поддержали бы Индию; тогда СССР оказался бы оттертым на второй план, и его влияние в регионе было бы подорвано.

По просьбе Алексея Косыгина тогдашний президент Египта Насер лично прилетел в Дели и подверг критике индийское правительство за нарушение соглашения о прекращении огня. 17 сентября советское правительство пригласило обе стороны встретиться в Ташкенте и разрешить конфликт мирным путем. 4 января 1966 года в узбекской столице начались индо-пакистанские переговоры. После долгих споров 10 января было решено отвести войска к довоенному рубежу и восстановить статус-кво.

Ни Индия, ни Пакистан не были довольны «замирением»: каждая из сторон считала свою победу украденной. Индийские генералы заявляли, что если бы не вмешался СССР, они бы уже давно сидели в Исламабаде. А их пакистанские коллеги утверждали, что будь у них еще неделя, они бы блокировали индусов в южном Кашмире и совершили танковый бросок на Дели. Вскоре и у тех и у других вновь появилась возможность померяться силами.

Началось с того, что 12 ноября 1970 года над Бенгалией пронесся тайфун, унесший около трехсот тысяч жизней. Колоссальные разрушения еще более ухудшили жизненный уровень бенгальцев. В своем бедственном положении они обвиняли пакистанские власти и требовали автономии. Исламабад вместо помощи направил туда войска. Началась не война, а бойня: первых попавшихся бенгальцев давили танками, хватали на улицах и везли к озеру в окрестностях Читтагонга, где десятки тысяч людей были расстреляны из пулеметов, а их тела утоплены в озере. Теперь это озеро называется озером Восставших. Началась массовая эмиграция в Индию, где оказалось около 10 миллионов человек. Индия начала оказывать военную помощь отрядам повстанцев. В конце концов это привело к новой индийско-пакистанской войне.

Главным театром боевых действий стала Бенгалия, где в проведении операций важнейшую роль сыграли военные флоты обеих сторон: ведь этот пакистанский анклав мог снабжаться только по морю. Учитывая подавляющую мощь индийского ВМФ - авианосец, 2 крейсера, 17 эсминцев и фрегатов, 4 подводных лодки, тогда как в пакистанском флоте числились крейсер, 7 эсминцев и фрегатов и 4 подлодки - исход событий был предрешен. Важнейшим итогом войны явилась утрата Пакистаном своего анклава: Восточный Пакистан стал независимым государством Бангладеш.

Десятилетия, прошедшие после этой войны, были богаты на новые конфликты. Особо острый произошел в конце 2008-начале 2009 года, когда подвергся нападению террористов индийский город Мумбаи. При этом Пакистан отказался выдать Индии лиц, подозреваемых в причастности к этой акции.

Нынче Индия и Пакистан продолжают балансировать на грани открытой войны, причем индийские власти заявили, что четвертая индо-пакистанская война должна быть последней.

Тишина перед взрывом?

Первый вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков в беседе с корреспондентом «СП» так прокомментировал ситуацию в современных отношениях Индии и Пакистана:

На мой взгляд, в данный момент индо-пакистанский военный конфликт находится в нижней точке условной синусоиды. Руководство Пакистана сегодня решает непростую задачу противостояния давлению со стороны исламских фундаменталистов, которые находят поддержку в недрах пакистанского общества. В связи с этим конфликт с Индией ушел на второй план.

А вот противостояние ислама и пакистанских властей очень характерно для нынешнего мирового расклада. Пакистанская власть проамериканская до мозга костей. А исламисты, которые сражаются против американцев в Афганистане и наносят удары по их ставленникам в Пакистане, представляют собой другую сторону - объективно, так сказать, антиимпериалистическую.

Что касается Индии, то и ей сейчас не до Пакистана. Она видит, куда катится мир, и серьезно занята перевооружением своей армии. В том числе и современной российской боевой техникой, которая, кстати сказать, в наши войска почти не поступает.

Против кого она вооружается?

Понятно, что США рано или поздно могут инспирировать войну с Пакистаном. Давний конфликт - благоприятная почва для этого. К тому же на провоцирование очередного витка индо-пакистанского военного противостояния может повлиять нынешняя война НАТО в Афганистане.

Дело в том, что за то время, пока она идет, США поставили в Афганистан (а значит, опосредованно и пакистанским талибам) огромное количество сухопутного вооружения, возвращение которого обратно в США является экономически не выгодной операцией. Это оружие обречено на применение, и оно будет стрелять. Индийское руководство понимает это. И готовится к такому ходу событий. Но у нынешнего перевооружения индийской армии есть, на мой взгляд, и более глобальная цель.

О чем вы?

Я уже не раз обращал внимание на то, что мир с катастрофическим ускорением устремился к началу «горячего» периода очередной мировой войны. Связано это с тем, что глобальный экономический кризис не кончился, и разрешить его можно только путем построения нового мирового порядка. А случая, чтобы новый мировой порядок строился бескровно, в истории ещё не было. События в Северной Африке и других странах - это пролог, первые звуки грядущей мировой войны. Во главе нового передела мира - американцы.

Сегодня мы наблюдаем почти полностью сформировавшуюся военную коалицию сателлитов США (Европа плюс Канада). А вот противоборствующая ей коалиция еще только формируется. На мой взгляд, она имеет две составляющие. Первая – страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Вторая составляющая – страны арабского мира. Они только начинают осознавать необходимость создания единого оборонного пространства. Но процессы идут быстро.

Индийское руководство, пожалуй, наиболее адекватно реагирует на зловещие изменения в мире. Оно, как мне представляется, трезво смотрит в более или менее отдаленное будущее, когда сформировавшейся антиамериканской коалиции все-таки придется столкнуться с основным врагом. В Индии идет настоящая реформа армии, не то, что у нас.

Неутешительные подсчёты

Несколько иное мнение у сотрудника одного из департаментов МИД РФ Александра Шилова:

Понятно, что ядерное сдерживание со стороны Индии направлено в первую очередь против тех государств, которых она считает вероятными противниками. Прежде всего, это Пакистан, который, так же как и Индия, принимает меры по формированию стратегических ядерных сил. Но еще и потенциальная угроза со стороны Китая на протяжении многих лет являлась одним из основных факторов, влиявших на военное планирование Индии.

Достаточно напомнить, что сама индийская ядерная военная программа, начало которой восходит к середине 60-х годов, стала в основном ответом на появление ядерного оружия у КНР (1964 год), тем более, что Китай в 1962 году нанёс Индии тяжёлое поражение в пограничной войне. Для сдерживания Пакистана Индии, как представляется, будет достаточно нескольких десятков зарядов. По мнению индийских специалистов, минимальным в данном случае был бы потенциал, обеспечивающий выживаемость 25-30 носителей с боеприпасами после первого внезапного ядерного удара со стороны Пакистана.

Учитывая размер территории Индии и возможности к значительному рассредоточению средств ядерного нападения можно предположить, что удар со стороны Пакистана, даже самый массированный, не сможет вывести из строя большую часть индийских СЯС. Ответный удар индийцев с применением хотя бы 15-20 ядерных зарядов, несомненно, приведёт к непоправимому ущербу вплоть до полного краха пакистанской экономики, тем более, что радиус действия индийской авиации и разрабатываемых Дели баллистических ракет позволяет поражать фактически любой объект в Пакистане.

Поэтому, если иметь в виду только Пакистан, арсенала из 70-80 боеприпасов может быть, видимо, более, чем достаточно. Справедливости ради надо отметить, что и индийская экономика едва ли будет в состоянии выдержать ядерный удар с применением хотя бы 20-30 зарядов со стороны того же Пакистана.

Однако если исходить одновременно из принципа нанесения неприемлемого ущерба и неприменения ядерного оружия первым, то в случае с Китаем необходимо будет располагать арсеналом, по крайней мере сопоставимым с китайским, а Пекин ныне имеет 410 зарядов, из них на межконтинентальных баллистических ракетах не более 40. Понятно, что если рассчитывать на первый удар со стороны Китая, то Пекин в состоянии вывести из строя очень значительную часть средств ядерного нападения Индии. Таким образом, общее их количество должно быть примерно сопоставимым с китайским арсеналом и достигать нескольких сотен для того, чтобы обеспечить необходимый процент выживаемости.

Что касается Пакистана, то руководство этой страны постоянно дает понять, что порог возможного применения ядерного оружия у Исламабада может быть весьма низок. При этом (в отличие от Индии) Исламабад, по-видимому, намерен исходить из возможности применения своего ядерного оружия первым.

Так, по словам пакистанского аналитика генерал-лейтенанта С.Лоди, «в случае возникновения опасной ситуации, когда индийское наступление с применением обычных средств будет угрожать прорвать нашу оборону, или уже осуществит прорыв, который невозможно будет ликвидировать обычными мерами, находящимися в нашем распоряжении, у правительства не останется иной возможности, кроме применения нашего ядерного оружия для стабилизации положения».

Кроме того, согласно ряду заявлений пакистанцев, в целях контрмеры на случай массированного наступления индийских сухопутных сил могут быть применены ядерные фугасы, чтобы минировать ими пограничную с Индией зону.

Исламабад и Дели готовы в любой момент устроить ядерную бойню . Мы продолжаем анализировать современные конфликтные ситуации в мире, способные привести к крупномассшабным войнам. Сегодня речь пойдет о более чем 60-летнем индо-пакистанском противостоянии, которое в XXI веке усугубилось тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь.

Угроза для всех

Индо-пакистанский военный конфликт занимает, пожалуй, самое зловещее место в перечне современных угроз человечеству. По оценке сотрудника МИД РФ Александра Шилина, «особую взрывоопасность противостояние этих двух государств приобрело, когда и Индия, и Пакистан, проведя серию ядерных испытаний, продемонстрировали свою способность создавать ядерное оружие. Таким образом, южноазиатское военное противостояние стало вторым во всей мировой истории очагом ядерного сдерживания (после холодной войны между СССР и США) ».

Это усугубляется тем, что ни Индия, ни Пакистан не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия и продолжают воздерживаться от присоединения к нему. Они считают этот договор дискриминационным, то есть закрепляющим право обладания ядерным оружием за небольшой группой «привилегированных» стран и отсекающим все остальные государства от права на обеспечение собственной безопасности всеми доступными средствами. Точных данных о ядерных возможностях вооруженных сил Индии и Пакистана в открытой печати не публикуется.

По некоторым оценкам, оба государства поставили перед собой цель (а может быть, уже и достигли ее) довести количество ядерных боеприпасов от 80 до 200 с каждой стороны. В случае их применения этого достаточно для того, чтобы экологическая катастрофа поставила под сомнение выживание всего человечества. Причины конфликта и ожесточение, с каким он развивается, свидетельствует о том, что такая угроза вполне реальна.

История конфликта

Как известно, Индия и Пакистан до 1947 года входили в состав английской колонии Индии. Великобритания в XVII веке огнем и мечом взяла «под свое крыло» существовавшие здесь феодальные княжества. Населяли их многочисленные народности, которые достаточно приблизительно можно было разделить на собственно индусов — коренных жителей страны и мусульман — потомков завоевавших Индию в XII-XIII веках персов. Все эти народы сравнительно мирно уживались друг с другом.

Тем не менее, индусы были сосредоточены в основном на территории нынешней Индии, а мусульмане — в теперешнем Пакистане. На землях, которые сейчас принадлежат Бангладеш, население было смешанным. В значительной части оно состояло из бенгалов — индусов, исповедующих ислам.

Британия внесла смуту в относительно мирную жизнь племен . Следуя старому и проверенному принципу «разделяй и властвуй», англичане проводили политику разъединения населения по религиозному признаку. Тем не менее постоянно идущая здесь национально-освободительная борьба привела после Второй мировой войны к образованию самостоятельных государств. К Пакистану отошли северо-западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная провинция, Белуджистан. Это было бесспорно, поскольку данные земли были населены мусульманами.

Отдельным районом стала часть разделенной ранее Бенгалии — Восточная Бенгалия или Восточный Пакистан . Этот анклав мог сообщаться с остальным Пакистаном только через территорию Индии или по морю, но для этого требовалось преодолеть более трех тысяч миль. Такое разделение уже заложило в себе очаг напряженности между двумя странами, но главной проблемой является ситуация с княжествами Джамму и Кашмир .

В Кашмирской долине 9 человек из десяти исповедовали ислам. В то же время исторически сложилось так, что вся правящая верхушка состояла из индусов, которые, естественно, хотели инкорпорировать княжество в Индию. Естественно, мусульмане не были согласны с такой перспективой. В Кашмире стали создаваться стихийные отряды ополченцев, а с территории Пакистана началась инфильтрация групп вооруженных пуштунов. 25 октября они вошли в столицу княжества Сринагар. Спустя два дня индийские части вернули Сринагар и отбросили повстанцев от города. Правительство Пакистана тоже ввело в бой регулярные войска. Одновременно в обеих странах прошли репрессии против иноверцев. Так началась первая индо-пакистанская война.

В кровопролитных сражениях широко применялась артиллерия, участвовали бронетанковые подразделения и авиация. К лету 1948 года пакистанская армия заняла северную часть Кашмира. 13 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию о прекращении огня обеими сторонами, но лишь 27 июля 1949 года Пакистан и Индия подписали перемирие. Кашмир оказался разделенным на две части. За это та и другая стороны заплатили страшную цену — более миллиона убитых и 17 миллионов беженцев.

17 мая 1965 года перемирие 1949 года было нарушено , как считают многие историки, Индией: батальон индийской пехоты пересек линию прекращения огня в Кашмире и с боем взял несколько пакистанских погранпостов. 1 сентября в боевое соприкосновение вступили регулярные части пакистанской и индийской армий в Кашмире. Пакистанские ВВС начали наносить удары по крупным городам и промышленным центрам Индии. Обе страны активно осуществляли заброски воздушно-десантных войск.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не сильнейший дипломатический прессинг, вынудивший Дели прекратить войну. Советский Союз — давний и традиционный союзник Индии, был раздражен этой военной авантюрой Дели. В Кремле не без основания опасались, что в войну может вступить Китай на стороне союзного ему Пакистана. Случись подобное, США поддержали бы Индию; тогда СССР оказался бы оттертым на второй план, и его влияние в регионе было бы подорвано.

По просьбе Алексея Косыгина тогдашний президент Египта Насер лично прилетел в Дели и подверг критике индийское правительство за нарушение соглашения о прекращении огня. 17 сентября советское правительство пригласило обе стороны встретиться в Ташкенте и разрешить конфликт мирным путем. 4 января 1966 года в узбекской столице начались индо-пакистанские переговоры. После долгих споров 10 января было решено отвести войска к довоенному рубежу и восстановить статус-кво.

Ни Индия, ни Пакистан не были довольны «замирением» : каждая из сторон считала свою победу украденной. Индийские генералы заявляли, что если бы не вмешался СССР, они бы уже давно сидели в Исламабаде. А их пакистанские коллеги утверждали, что будь у них еще неделя, они бы блокировали индусов в южном Кашмире и совершили танковый бросок на Дели. Вскоре и у тех и у других вновь появилась возможность померяться силами.

Началось с того, что 12 ноября 1970 года над Бенгалией пронесся тайфун, унесший около трехсот тысяч жизней. Колоссальные разрушения еще более ухудшили жизненный уровень бенгальцев. В своем бедственном положении они обвиняли пакистанские власти и требовали автономии. Исламабад вместо помощи направил туда войска. Началась не война, а бойня: первых попавшихся бенгальцев давили танками, хватали на улицах и везли к озеру в окрестностях Читтагонга, где десятки тысяч людей были расстреляны из пулеметов, а их тела утоплены в озере. Теперь это озеро называется озером Восставших. Началась массовая эмиграция в Индию, где оказалось около 10 миллионов человек. Индия начала оказывать военную помощь отрядам повстанцев. В конце концов это привело к новой индийско-пакистанской войне.

Главным театром боевых действий стала Бенгалия , где в проведении операций важнейшую роль сыграли военные флоты обеих сторон: ведь этот пакистанский анклав мог снабжаться только по морю. Учитывая подавляющую мощь индийского ВМФ — авианосец, 2 крейсера, 17 эсминцев и фрегатов, 4 подводных лодки, тогда как в пакистанском флоте числились крейсер, 7 эсминцев и фрегатов и 4 подлодки — исход событий был предрешен. Важнейшим итогом войны явилась утрата Пакистаном своего анклава: Восточный Пакистан стал независимым государством Бангладеш .

Десятилетия, прошедшие после этой войны, были богаты на новые конфликты. Особо острый произошел в конце 2008-начале 2009 года, когда подвергся нападению террористов индийский город Мумбаи. При этом Пакистан отказался выдать Индии лиц, подозреваемых в причастности к этой акции.

Нынче Индия и Пакистан продолжают балансировать на грани открытой войны , причем индийские власти заявили, что четвертая индо-пакистанская война должна быть последней.

Тишина перед взрывом?

Первый вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков в беседе с корреспондентом «СП» так прокомментировал ситуацию в современных отношениях Индии и Пакистана:

На мой взгляд, в данный момент индо-пакистанский военный конфликт находится в нижней точке условной синусоиды. Руководство Пакистана сегодня решает непростую задачу противостояния давлению со стороны исламских фундаменталистов, которые находят поддержку в недрах пакистанского общества. В связи с этим конфликт с Индией ушел на второй план.

А вот противостояние ислама и пакистанских властей очень характерно для нынешнего мирового расклада. Пакистанская власть проамериканская до мозга костей. А исламисты, которые сражаются против американцев в Афганистане и наносят удары по их ставленникам в Пакистане, представляют собой другую сторону — объективно, так сказать, антиимпериалистическую.

Что касается Индии, то и ей сейчас не до Пакистана. Она видит, куда катится мир, и серьезно занята перевооружением своей армии. В том числе и современной российской боевой техникой, которая, кстати сказать, в наши войска почти не поступает.

— Против кого она вооружается?

Понятно, что США рано или поздно могут инспирировать войну с Пакистаном. Давний конфликт — благоприятная почва для этого. К тому же на провоцирование очередного витка индо-пакистанского военного противостояния может повлиять нынешняя война НАТО в Афганистане.

Дело в том, что за то время, пока она идет, США поставили в Афганистан (а значит, опосредованно и пакистанским талибам) огромное количество сухопутного вооружения, возвращение которого обратно в США является экономически не выгодной операцией. Это оружие обречено на применение, и оно будет стрелять. Индийское руководство понимает это. И готовится к такому ходу событий. Но у нынешнего перевооружения индийской армии есть, на мой взгляд, и более глобальная цель.

— О чем вы?

Я уже не раз обращал внимание на то, что мир с катастрофическим ускорением устремился к началу «горячего» периода очередной мировой войны. Связано это с тем, что глобальный экономический кризис не кончился, и разрешить его можно только путем построения нового мирового порядка. А случая, чтобы новый мировой порядок строился бескровно, в истории ещё не было. События в Северной Африке и других странах — это пролог, первые звуки грядущей мировой войны. Во главе нового передела мира — американцы.

Сегодня мы наблюдаем почти полностью сформировавшуюся военную коалицию сателлитов США (Европа плюс Канада). А вот противоборствующая ей коалиция еще только формируется. На мой взгляд, она имеет две составляющие. Первая – страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Вторая составляющая – страны арабского мира. Они только начинают осознавать необходимость создания единого оборонного пространства. Но процессы идут быстро.

Индийское руководство, пожалуй, наиболее адекватно реагирует на зловещие изменения в мире. Оно, как мне представляется, трезво смотрит в более или менее отдаленное будущее, когда сформировавшейся антиамериканской коалиции все-таки придется столкнуться с основным врагом. В Индии идет настоящая реформа армии, не то, что у нас.

Неутешительные подсчёты

Несколько иное мнение у сотрудника одного из департаментов МИД РФ Александра Шилова:

Понятно, что ядерное сдерживание со стороны Индии направлено в первую очередь против тех государств, которых она считает вероятными противниками. Прежде всего, это Пакистан, который, так же как и Индия, принимает меры по формированию стратегических ядерных сил. Но еще и потенциальная угроза со стороны Китая на протяжении многих лет являлась одним из основных факторов, влиявших на военное планирование Индии.

Достаточно напомнить, что сама индийская ядерная военная программа, начало которой восходит к середине 60-х годов, стала в основном ответом на появление ядерного оружия у КНР (1964 год), тем более, что Китай в 1962 году нанёс Индии тяжёлое поражение в пограничной войне. Для сдерживания Пакистана Индии, как представляется, будет достаточно нескольких десятков зарядов. По мнению индийских специалистов, минимальным в данном случае был бы потенциал, обеспечивающий выживаемость 25-30 носителей с боеприпасами после первого внезапного ядерного удара со стороны Пакистана.

Учитывая размер территории Индии и возможности к значительному рассредоточению средств ядерного нападения можно предположить, что удар со стороны Пакистана, даже самый массированный, не сможет вывести из строя большую часть индийских СЯС. Ответный удар индийцев с применением хотя бы 15-20 ядерных зарядов, несомненно, приведёт к непоправимому ущербу вплоть до полного краха пакистанской экономики, тем более, что радиус действия индийской авиации и разрабатываемых Дели баллистических ракет позволяет поражать фактически любой объект в Пакистане.

Поэтому, если иметь в виду только Пакистан, арсенала из 70-80 боеприпасов может быть, видимо, более, чем достаточно. Справедливости ради надо отметить, что и индийская экономика едва ли будет в состоянии выдержать ядерный удар с применением хотя бы 20-30 зарядов со стороны того же Пакистана.

Однако если исходить одновременно из принципа нанесения неприемлемого ущерба и неприменения ядерного оружия первым, то в случае с Китаем необходимо будет располагать арсеналом, по крайней мере сопоставимым с китайским, а Пекин ныне имеет 410 зарядов, из них на межконтинентальных баллистических ракетах не более 40. Понятно, что если рассчитывать на первый удар со стороны Китая, то Пекин в состоянии вывести из строя очень значительную часть средств ядерного нападения Индии. Таким образом, общее их количество должно быть примерно сопоставимым с китайским арсеналом и достигать нескольких сотен для того, чтобы обеспечить необходимый процент выживаемости.

Что касается Пакистана, то руководство этой страны постоянно дает понять, что порог возможного применения ядерного оружия у Исламабада может быть весьма низок. При этом (в отличие от Индии) Исламабад, по-видимому, намерен исходить из возможности применения своего ядерного оружия первым.

Так, по словам пакистанского аналитика генерал-лейтенанта С.Лоди, «в случае возникновения опасной ситуации, когда индийское наступление с применением обычных средств будет угрожать прорвать нашу оборону, или уже осуществит прорыв, который невозможно будет ликвидировать обычными мерами, находящимися в нашем распоряжении, у правительства не останется иной возможности, кроме применения нашего ядерного оружия для стабилизации положения ».

Кроме того, согласно ряду заявлений пакистанцев, в целях контрмеры на случай массированного наступления индийских сухопутных сил могут быть применены ядерные фугасы, чтобы минировать ими пограничную с Индией зону.

НАША СПРАВКА

Регулярные вооруженные силы Индии насчитывают 1,303 млн. человек (четвёртое место в мире по численности ВС). Резерв 535 тыс. человек.
Сухопутные войска (980 тыс. человек) составляют основу вооруженных сил. На вооружении СВ состоит:
— пять ПУ ОТР «Притхви»;
— 3 414 боевых танков (Т-55, Т-72М1, «Арджун», «Виджаянта»);
— 4 175 орудий полевой артиллерии (155-мм гаубицы FH-77B «Бофорс», 152-мм гаубицы, 130-мм пушки М46, 122-мм гаубицы Д-30, 105-мм самоходные гаубицы «Аббот», 105-мм гаубицы IFG Mk I/II и М56, 75-мм пушки РКУ М48);
— более 1 200 минометов (160-мм «Тампелла» М58, 120-мм «Брандт» АМ50, 81-мм L16A1 и Е1);
— около 100 122-мм РСЗО БМ-21 и ZRAR;
— ПТРК «Милан», «Малютка», «Фагот», «Конкурс»;
— 1 500 безоткатных орудий (106-мм М40А1, 57-мм М18);
— 1 350 БМП-1/-2; 157 БТР ОТ62/64; свыше 100 БРДМ-2;
— ЗРК «Квадрат», «ОСА-АКМ» и «Стрела-1»; ЗРПК «Тунгуска», а также ПЗРК «Игла», «Стрела-2». Кроме того, имеются 2 400 установок зенитной артиллерии 40-мм L40/60, L40/70, 30-мм 2С6, 23-мм ЗУ-23-2, ЗСУ-23-4 «Шил-ка», 20-мм пушки «Эрликон»;
— 160 многоцелевых вертолетов «Читак».

Военно-воздушные силы (150 тыс. человек) имеют на вооружении 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации . Истребительно-бомбардировочная авиация включает 367 самолетов, сведенных в 18 ибаэ (одна Су-30К, три МиГ-23, четыре «Ягуар», шесть МиГ-27, четыре МиГ-21). В составе истребительной авиации — 368 самолетов, сведенных в 20 иаэ (14 МиГ-21, одна МиГ-23МФ и УМ, три МиГ-29, две «Мираж-2000»), а также восемь самолетов Су-30МК. В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна МиГ-25Р (шесть), а также по два самолета МиГ-25У, Боинг 707 и Боинг 737. В состав авиации РЭБ входят четыре самолета «Канберра» и четыре вертолета HS 748.
На вооружении транспортной авиации находятся 212 самолетов , сведенных в 13 эскадрилий (шесть Ан-32, но две Во-228, ВАе-748 и Ил-76), а также два самолета Боинг 737-200 и семь самолетов ВАе-748. Кроме того, на вооружении авиационных частей 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56, 18 Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 TS-11 «Искра» и 88 учебно-тренировочных НРТ-32. Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно-боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак», сведенных в 11 эскадрилий. Войска ПВО организационно сведены в 38 эскадрилий. На вооружении состоят: 280 ПУ ЗРК С-75 «Двина», С-125 «Печора». Помимо этого, для повышения боевых возможностей ПВО командование предполагает закупить в России зенитные ракетные комплексы С-300ПМУ и «Бук-М1».

Военно-морские силы (55 тыс. человек, в том числе 5 тыс. — морская авиация, 1,2 тыс. — морская пехота) включают 18 подводных лодок, авианосец «Вираат», эскадренные миноносцы типа «Дели», пр.61МЭ, фрегаты типа «Годавари», «Линдер», корветы типа «Хукри» (пр. 25), «Петя 3» (пр. 159А).
На вооружении авиации ВМС состоит 23 ударных самолета «Си Харриер» (две эскадрильи); 70 противолодочных вертолетов (шесть эскадрилий): 24 «Читак», семь Ка-25, 14 Ка-28, 25 «Си Кинг»; три эскадрильи базовой патрульной авиации (пять самолетов Ил-38, восемь Ту-142М, 19 Do-228, 18 BN-2 «Дефендер»), эскадрилья связи (десять Do-228 и три «Четак»), спасательная вертолетная эскадрилья (шесть вертолетов «Си Кинг»), две учебно-тренировочные эскадрильи (шесть самолетов HJT-16, восемь НРТ-32, два вертолета «Читак» и четыре «Хьюз 300»).

Вооруженные силы Пакистана

Численность военнослужащих — 587 000, мобилизационные ресурсы — 33,5 млн. чел.
Сухопутные войска — 520 000 человек. Вооружение:
— 18 ОТР «Хагф», «Шахиня»;
— более 2320 танков (М47. М48А5, Т-55, Т-59, 300 Т-80УД);
— 850 БТР М113;
— 1590 орудий полевой артиллерии;
— 240 самоходных орудий;
— 800 ПУ ПТУР;
— 45 РЗСО и 725 минометов;
— более 2000 орудий зенитной артиллерии;
— 350 ПЗРК («Стингер», «Ред Ай», RBS-70), 500 ПЗРК «Анза»;
— 175 самолетов и 134 вертолета АА (из них 20 ударных AH-1F).

Военно-воздушные силы — 45 000 чел. Самолетный и вертолетный парк: 86 «Мираж» (ЗЕР, 3DP, 3RP, 5РА. РА2, DPA, DPA2), 49 Q-5, 32 F-16 (А и В), 88 J-6, 30 JJ-5,38 J-7, 40 MFI-17B, 6 МИГ-15УТИ, 10 Т-ЗЗА, 44 Т-37(ВиС), 18К-8, 4 «Атлангик», 3 Р-ЗС, 12 С-130 (В и Е), L-100, 2 Боинг 707, 3 «Фалкон-20», 2 F.27-200, 12 CJ-6A, 6 SA-319, 12 SA-316, 4 SA-321, 12 SA-315B.

Военно-морской флот — 22 000 чел. (в т.ч. 1 200 в МП и около 2 000 в агентстве морской безопасности) . Корабельный стостав: 10 ГШ (1 «Агоста-90В», 2 «Агоста», 4 «Дафнэ» и др.), 3 СМПЛ MG 110, б ФР УРО «Амазон», 2 ФР «Линдер», 5 РКА (1 «Джапалат», 4 «Данфэн»), 4 ПКА (1 «Ларкана», 2 «Шанхай-2», 1 «Таун»), 3 МТК «Эридан», 1 ГИСУ 6 ТН. 3 Авиация ВМС: Самолеты — 1 паэ (3 Р-ЗС, 5 F-27, 4 «Аглантик-1»); вертолеты — 2 аэ ПЛВ (2 «Линю» HAS.3.6 «Си Кинга Mk45, 4 SA-319B).

/Сергей Турченко, по материалам svpressa.ru и topwar.ru /

Индо-пакистанский конфликт: истоки и последствия (23.00.06)

Харина Ольга Александровна,

студентка Воронежского государственного университета.

Научный руководитель – доктор политических наук, профессор

Слинько А.А.

История взаимоотношений Индии и Пакистана уникальна: конфликт, существующий между этими странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории и официально насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана. Вопрос о принадлежности спорных территорий – Джамму и Кашмира является краеугольным, на котором сошлись все политические устремления Дели и Исламабада в регионе, но в то же время корни проблемы уходят в давние времена, упираясь по своей сути в межрелигиозную и, отчасти, этническую рознь.

Ислам начал проникать на территорию Индии в VIII в., а тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось с рубежа XII – XIII вв., когда в Северной Индии возникли первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками.

Ислам и индуизм – не только разные религии, но и чужеродные образы жизни . Противоречия между ними представляются непреодолимыми, да и история показывает, что они не были преодолены, а конфессиональный принцип был одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления, проводившегося в соответствии с хорошо известным правилом «разделяй и властвуй». Например, выборы в законодательные органы Индии проводились по куриям, образованным в зависимости от конфессиональной принадлежности , что, несомненно, подогревало противоречия.

Представление независимости Британской Индии в ночь с 14 на 15 августа 1947 года и раздел страны сопровождались чудовищными столкновениями на религиозной и этнической почвах. Число погибших за несколько недель достигло нескольких сотен тысяч человек, а количество беженцев составило 15 миллионов.

Проблема взаимоотношений двух основных общин в Индии в период независимости имеет два аспекта: отношения внутри страны и международные отношения с соседним Пакистаном, что выражается в Кашмирском вопросе, который настолько серьезнейшим образом влияет на атмосферу внутри государств, что даже индийское население в Пакистане и мусульманское население в Индии оказываются как бы агентами враждебных держав.

Еще в период завоевания мусульманами Индии под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра . Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх – лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.

Англичане поставили индуистских правителей над мусульманским населением и в начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта» .

В 1932 году шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира – Мусульманскую конференцию, которая с 1939 года стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

На момент раздела Британской Индии мусульмане в Кашмире составляли около 80% населения и, казалось, его участь была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира – Хари Сингха был индуистом.

Уже в октябре 1947 года спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном.

Обстановка осложнилась, когда 20 – 21 октября 1947 года пакистанское правительство спровоцировало выступление против княжества Кашмир пограничных пуштунских племен, которые позднее были поддержаны регулярными войсками Пакистана.

24 октября на территории, занятой пуштунами было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир и вхождение его в состав Пакистана. Хари Сингха заявил о том, что Кашмир примыкает к Индии и обратился за помощью к Дели. Военная помощь была спешно послана в Кашмир, и индийским войскам достаточно быстро удалось остановить агрессора.

28 октября – 22 декабря прошли переговоры между воюющими сторонами. Однако военные действия так и не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана, что придало войне затяжной характер в течение одного года.

Индийские войска попытались занять Азад Кашмир, но в мае 1948 года пакистанская армия пересекла границу и к августу заняла всю северную часть Кашмира. Большее давление войск Индии на отряды пуштунов привело к тому, что при посредничестве ООН 1 января 1949 года боевые действия были прекращены. 27 июля 1949 года Индия и Пакистан подписали соглашение о линии прекращения огня, и Кашмир оказался разделенным на две части. Несколько резолюций ОНН призывали стороны к проведению плебисцита, однако, ни Индия, ни Пакистан не пожелали этого сделать. Вскоре Азад Кашмир фактически вошёл в состав Пакистана и там было образовано правительство, хотя, разумеется, Индия не признаёт этого и на всех индийских картах эта территория изображена индийской. События того времени вошли в историю как Первая кашмирская война 1947 – 1949 гг.

В 1956 году после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским владениям новый статус: штат Джамму и Кашмир. Линия прекращения огня стала границей. В Пакистане также произошли изменения. Большинство северных кашмирских земель получило название агентства Северных территорий, а Азад Кашмир формально стал независимым.

В августе-сентябре 1965 года произошел второй вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Формально конфликт 1965 года начался из-за неопределенности пограничной линии в районе Качского Ранна на южном участке совместной границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны перекинулось на север, в Кашмир.

Война фактически ничем не кончилась – как только начались муссонные дожди, Качский Ранн стал непригоден для передвижения бронетехники, бои затихли сами собой, и при посредничестве Великобритании 23 сентября 1965 года было достигнуто прекращение огня.

Итогами Второй индо-пакистанской войны стали ущерб более 200 млн. долларов, число погибших свыше 700 человек и никаких территориальных изменений.

С 4 по 11 января 1966 года в Ташкенте состоялись переговоры президента Пакистана Айюб-хана и премьер-министра Индии Шастри при участии председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. 10 января 1966 года представители сторон подписали Ташкентскую декларацию . Руководители двух стран заявили о твердой решимости восстановить нормальные и мирные отношения между Индией и Пакистаном и содействовать взаимопониманию и дружественным отношениям между своими народами.

Война 1971 года включала в себя гражданский мятеж, взаимный терроризм и масштабные военные действия. В то время как Западный Пакистан рассматривал эту войну как предательство Восточного Пакистана, бенгальцы видели ее освобождением от репрессивной и зверской политической системы.

В декабре 1970 года партия Авами лиг , выступавшая за равноправие обеих частей страны, победила на выборах в Восточном Пакистане. Но правительство Пакистана отказалась передать власть Авами лиг и предоставить району внутреннюю автономию. Карательные операции пакистанской армии привели к тому, что более 7 млн. человек бежали в соседнюю Индию.

Параллельно в 1970 году правительство Индии поставило вопрос об освобождении «незаконно оккупируемой» Пакистаном территории штата Джамму и Кашмир. Пакистан был также настроен категорично и готов к военным методами решения кашмирского вопроса.

Сложившаяся ситуация в Восточном Пакистане предоставила великолепную возможность Индии ослабить позиции Пакистана и начать подготовку к очередной войне. При этом Индия обратилась в ООН за предоставлением ей помощи в деле беженцев из Пакистана, поскольку их приток был слишком велик.

Затем, чтобы обезопасить свой тыл, 9 августа 1971 года индийское правительство подписало Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с СССР, в котором оговаривалось и стратегическое партнерство. После налаживания международных контактов, Индии не хватало лишь малейших моментов для начала войны, и она взялась за обучение и подготовку «мукти бахини» , которые в дальнейшем сыграли не последнюю роль в войне.

Формально в Третьей индо-пакистанской войне можно выделить 2 этапа. Первый – предвоенный, когда боевые действия между государствами велись, но официального объявления войны не было (осень 1971 года). И второй – непосредственно военный, когда война была официально объявлена Пакистаном (13 – 17 декабря 1971 года).

К осени 1971 года пакистанской армии удалось взять под контроль главные стратегические пункты восточной части страны, но восточнопакистанские войска, действуя с территории Индии совместно с «мукти бахини», наносили значительный ущерб по правительственным войскам.

21 ноября 1971 года армия Индии от поддержки партизан перешла к прямым боевым действиям. В начале декабря части индийской армии подошли к столице Восточной Бенгалии – городу Дакке, которая пала 6 декабря.

Когда кризис на субконтиненте вошел в фазу вооруженного конфликта как на востоке, так и на западе, генсекретарь ООН К.Вальдхайм представил Совету Безопасности доклады о положении на линии прекращения огня в Кашмире, основанные на информации главного военного наблюдателя. 7 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию , призвавшую Индию и Пакистан «принять меры для немедленного прекращения огня и отвода войск на собственную сторону границ».

3 декабря 1971 года Пакистан официально объявил Индии войну, что сопровождалось одновременным ударом пакистанских ВВС, также перешли в наступление и сухопутные войска Пакистана. Однако уже через четыре дня Пакистан понял, что война на востоке проиграна. Кроме того, индийские ВВС нанесли ощутимый удар по восточным провинциям Западного Пакистана. Дальнейшее сопротивление в Восточной Бенгалии утратило смысл: Восточный Пакистан практически полностью вышел из-под контроля Исламабада, а военные действия полностью ослабили государство.

16 декабря 1971 г. пакистанский генерал Ниязи подписал акт о безоговорочной капитуляции перед индийской армией и «мукти бахини». На следующий день премьер-министр Индии Индира Ганди и президент Пакистана Зульфикар Али Бхутто подписали соглашение о прекращении огня в Кашмире. Третья индо-пакистанская война закончилась полным поражением Карачи и победой Индии и Восточной Бенгалии.

Итоги войны показали серьезную слабость Пакистана, поскольку он полностью лишался своей восточной половины: главным и глобальным изменением в послевоенной обстановке стало образование на карте мира нового государства – Народной Республики Бангладеш.

На момент завершения военных действий Пакистан оккупировал примерно 50 квадратных миль в секторе Чамба, контролируя коммуникации штата Джамму и Кашмир, а также участки индийской территории в Пенджабе. Индия захватила около 50 пакистанских постов к северу и западу от линии прекращения огня и ряд участков пакистанской территории в Пенджабе и Синде. 21 декабря 1971 года Совет Безопасности принял резолюцию 307 , в которой потребовал, «чтобы прочное прекращение огня и прекращение всех военных действий во всех регионах конфликта строго соблюдались и оставались в силе до вывода».

28 июня – 3 июля 1972 года в городе Симла состоялись переговоры между премьер-министром Индирой Ганди и президентом Зульфикаром Али Бхутто. В подписанном сторонами соглашении определялись перспективы отношений между Пакистаном и Индией. Была зафиксирована «решимость» правительств двух стран положить конец конфликтам.

Процесс демаркации линии контроля в Джамму и Кашмире и взаимного отвода войск завершился в декабре 1972 года. Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были восстановлены в мае 1976 года.

Однако теракт в Дели привел к очередному обострению отношений, выразившемуся в возобновлении перестрелок на линии контроля. Напряженность возросла также в связи с утверждением Пакистаном в августе 1974 года новой Конституции Азад Кашмира и передачей в сентябре в административное подчинение пакистанских федеральных властей районов Гилгита, Балтистана и Хунзы.

Индийское правительство в начале 1975 года заключило соглашение с шейхом Абдуллой, по которому он признавал окончательное присоединение Кашмира к Индии с гарантированными Дели автономными правами штата.

Но как показала практика, несмотря на шаги навстречу друг другу, каждая сторона была уверена в своей правоте, и Симлское соглашение трактовалось и трактуется Индией и Пакистаном по-своему. Далее развивался уже привычный сценарий: тур восстановления и пополнения, оснащение более высокотехнологичным вооружением и новый всплеск конфликта.

С середины 80-х годов в течение нескольких лет армии сторон почти ежедневно втягивались в авиационные или артиллерийские дуэли на северной оконечности границы с Китаем – оспаривалась принадлежность высокогорного ледника Сиачен в предгорьях Каракорума.

Причиной начала военных действий на Сиачене стала информация о скором прибытии в Пакистан японской группы, планировавшей в 1984 году совершить восхождение на пик Римо, находящийся как раз в наиболее важном с точки зрения контроля над всем ледником районе. Японцев должна была сопровождать группа пакистанских военных, что крайне не понравилось Дели, и он обвинил Пакистан в попытке установления контроля над Сиаченом. Как Индия, так и Пакистан, к тому моменту планировали провести операцию по овладению ледником.

Однако индийские военные начали наступление первыми. 13 апреля 1983 года началась реализация операции «Мегхдут» .Пакистанские части, подошедшие только через полтора месяца, оказались в ряде столкновений не в состоянии выбить индийцев с захваченных ими позиций. Однако они не позволили и индийским частям продвинуться дальше.

Высокая степень напряжённости сохранялась в районе Сиачена до середины 90-х годов, при этом 1987 – 1988 годы были временем наиболее жестоких столкновений.

Военные столкновения вблизи ледника случаются и сегодня. Последние крупные бои с привлечением артиллерии произошли 4 сентября 1999 года и 3 декабря 2001 года.

С 1990 года началось новое обострение «мусульманского вопроса», который был связан с борьбой Партии индийского народа (БДП) за власть. Мишенью для возбуждения всеобщего протеста стала мечеть, построенная еще в 1528 году на месте разрушенного индуистского храма в честь бога Рамы. Л.К. Адвани, лидер БДП, организовал массовые марши к «месту рождения Рамы», причем сам ехал на колеснице, произнося лозунги, которые позже распространились по всей Индии: «Когда индусы понимаются, муллы бегут из страны», «Мусульманам два пути – в Пакистан или на кладбище». Это спровоцировало волнения по всей Индии.

6 декабря 1992 года мечеть была разрушена, и в ответ на это начались столкновения и погромы мусульман во многих городах. Всего в конце 1992-го года – начале 1993 года погибли 2000 человек. А в марте 1993 года в Бомбее прогремела серия взрывов, организованных мусульманскими террористами. В 1996 – 1997 годах мусульмане устроили по всей Индии около сотни взрывов.

Одновременно с этими событиями обострилась ситуация в штате Джамму и Кашмир в связи с резкой эскалацией подрывной деятельности банд сепаратистов. В результате почти беспрерывных схваток с террористами и диверсий, Индия потеряла более 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей.

После того, как в мае 1998 года оба государства продемонстрировали наличие у себя ядерного оружия, многие аналитики по обе стороны границы заговорили о возможной ядерной войне между ними. Тем не менее, в конце 1998 – начале 1999 годов наступила заметная «разрядка» напряжённости в отношениях Индии с Пакистаном. Произошёл обмен визитами, состоялось и несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией «оттепели» стала поездка в пакистанский город Лахор премьер-министра Индии А.Б.Ваджпаи на автобусе в связи с открытием автобусного маршрута Дели – Лахор в феврале 1999 года и достижение пакета договорённостей на высшем уровне о взаимном снижении напряжённости.

Начало 2000-х годов характеризовалось тяжелыми террористическими атаками пакистанских боевиков как в штате Джамму и Кашмир, так и в отдельных городах Индии и в Дели.

Все усилия по «разрядке» обстановки, предпринятые в начале 1999 года, потерпели неудачу, когда в мае начался беспрецедентный с 1971 года рост напряжённости в Кашмире. Около тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Их прикрывала пакистанская артиллерия, которая вела огонь через Линию контроля. Огонь пакистанских батарей очень сильно препятствовал продвижению колонн индийских автомашин, подвозивших подкрепления и боеприпасы.

Индия, постепенно бросая в бой всё новые части, к концу мая довела численность войск до десяти бригад сухопутных сил. Основные бои происходили в секторах Каргил, Драс, Баталик и Турток и долине Мушкох. Эти события получили название «Каргильский конфликт». А операция по отбитию захваченных высот была названа «Виджай» .

Индия была готова распространить военные действия на прилегающие территории чтобы снять напряжение в районе Каргила, но затем воздержалась от пересечения международно признанной границы в Пенджабе, где были сконцентрированы пакистанские войска. В целом, действия индийских вооружённых сил не выходили за Линию контроля.

Исламабад отрицал свою причастность к каргильским столкновениям, утверждая, что это только моральная поддержка «борцов за свободу». Вскоре были получены прямые доказательства участия пакистанцев в военных столкновениях – в плен к индийцам попало несколько боевиков, имевших соответствующие документы.

К середине июня индийцам удалось отбить большую часть высот, однако бандформирования окончательно покинули индийскую территорию только после того, как 12 июля Н.Шариф признал, что они контролировались из Пакистана и санкционировал их отход.

После Каргильского столкновения наступили периоды снижения напряжённости. Но, как показали последующие события, потенциал вражды, накопленный в отношениях Индии и Пакистана, не дал возможности укорениться даже столь малому успеху: на Линии контроля возобновились перестрелки между регулярными частями обеих стран, затихшие после окончания Каргильского кризиса.

В настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения на религиозной почве и в территориальном плане происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена. Положение усугубляется тем, что в конфликт под предлогом поддержания мира внедряются новые игроки, в частности, США, Афганистан и Китай.

Современное состояние конфликта отличается также и тем, что Индия и Пакистан преследуют и экономические интересы, связанные со значительными водными и рекреационными ресурсами Кашмира.

Пока Кашмирская проблема остается нерешенной, между Индией и Пакистаном сохраняется взаимное недоверие, а это стимулирует обе стороны к укреплению своей обороноспособности и развитию ядерных программ. Мирное решение Кашмирской проблемы на двусторонней основе может предотвратить распространение ядерного оружия во всем Южноазиатском регионе.

Анализ данной проблемы в настоящее время свидетельствует о том, что конкретные предложения, учитывающие интересы всех трех сторон, до сих пор не выработаны. И Индия, и Пакистан фактически признают существующие реалии – два Кашмира, государственное устройство, наличие третьей силы, нежелание признавать решения друг друга, мирный путь решения проблемы, бесперспективность военных методов для нахождения консенсуса.

Литература

1.Белокреницкий В.Я. Южная Азия в мировой политике: учеб. пособие / В.Я. Белокреницкий, В.Н. Москаленко, Т. Л. Шаумян.– М.: Международные отношения, 2003. – 367 с.

2.Белокреницкий В.Я. Межгосударственные конфликты и региональная безопасность в Южной Азии: учеб. пособие для вузов / В. Я. Белокреницкий; Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: МГИМО(У) МИД России. – М.: РОССПЭН, 2002. – 428 с.

3.Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учебное пособие / Л.С. Васильев. – М.: Высш. шк. , 1998. – 495 с. – 2 т.

4.Воскресенский А. Д. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 512 с.

5.Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX в. / А.Н. Гордиенко – Минск: Литература, 1998. – 544 с. (Энциклопедия военного искусства).

6.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2793 (XXVI) от 7 декабря 1971 года.

8.Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь / О.Г. Ульциферов: справ. изд. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2003. – 584 с.: ил.

9.Ядерное противостояние в Южной Азии / Под ред. А.Г. Арбатова, Г.И. Чуфрина. – М.: Московский центр Карнеги, 2005. – 29 c .

10. Major General Hakeem Arshad, The 1971 Indo-Pak War, A Soldiers Narrative, Oxford University Press, 2002. – 325 p.

Народность, населяющая территорию Джамму и Кашмира, близкая к панджабцам и исповедующая индуизм.

Например, был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению (См. Горохов С. А. Кашмир / С. А. Горохов// Георгафия: страноведческая газета. – 2003. - № 13. – С. 13 – 18).

«Мегхдут» - современное произношение санскритского «Мегхадута» - «Облако-вестник», названия поэмы древнеиндийского автора Калидасы.

Партия националистической направленности, являющаяся подразделением старейшей индийской организации «Союз добровольных служителей нации».

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Пакистан и Индия возобновят прерванный более года назад диалог о нормализации двусторонних отношений 25 февраля, когда состоится встреча на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Ниже приводится справочная информация об истории отношений Индии и Пакистана.

В течение 200 лет Индия, включавшая тогда и территорию современных Пакистана и Бангладеш, была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Лондон был вынужден предоставить независимость своему самому большому колониальному владению - Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий страны - индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Льюиса Маунтбаттена, предусматривал создание двух государств - доминионов британской короны: Индийского Союза и Пакистана (он включал современные Пакистан и Бангладеш). Через несколько лет оба доминиона отказались от этого статуса: Индия в 1950 году, а Пакистан в 1956 году.

Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану, а населенные в основном индусами - остались за Индией. Две провинции, оказавшиеся на границе между новыми государствами - Бенгалия и Пенджаб - были разделены. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые "пакистанские добровольцы". 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства "Азад Кашмира" ("Свободного Кашмира").

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации "Азад Кашмира", а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая индо-пакистанская война в Кашмире. Формально конфликт начался из-за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы - пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между двумя странами развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года премьер-министр Индии и президент Пакистана провели переговоры в Ташкенте и подписали Ташкентскую декларацию, договорившись отвести войска на исходные позиции.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись "уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года" (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью-Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) в ноябре 2008 года между двумя странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засела в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывала сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.

Во времена колониального господства часть Индии находилась под непосредственным управлением английских властей, а другую составляли туземные княжества, имевшие собственных полуавтономных от англичан правителей. В ходе предоставления независимости (1947) «непосредственные» владения Британии на субконтиненте были разделены по религиозному принципу на два независимых государства – индусское и мусульманское (Индию и Пакистан). Туземные же князья (число которых доходило до 600) получили право самостоятельно принимать решение о вхождении в первое или второе.

Индо-пакистанская война 1947-48. Фильм 1

Мусульманский наваб (монарх) большого княжества Хайдарабад в центре Индии принял решение о присоединении к Пакистану. Тогда Индийское правительство в 1948 г. ввело в это княжество свои войска, мотивируя свои действия тем, что в Хайдарабаде много индуистов. Противоположным образом пошли события в Кашмире, населенном в основном мусульманами и граничившем с Западным Пакистаном. Его князь, будучи сам индуистом, заявил о намерении присоединить свое владение к Индии или стать независимым государем. В октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена, чтобы помешать переходу этой области под суверенитет Индии. Правитель Кашмира обратился за помощью в Дели.

Индо-пакистанская война 1947-48. Фильм 2

К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в Первую индо-пакистанскую войну . Она оказалась непродолжительной. В январе 1949 г. было подписано соглашение о перемирии. Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, одна часть которой была признана в качестве международной границы, а другая – стала линией фактического контроля (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг.). Северо-западный Кашмир (более трети всей области) оказался под контролем Пакистана. Впоследствии там было создано образование «Азад Кашмир» (Свободный Кашмир), формально представляющее собой свободную территорию.

Раздел Британской Индии в 1947. Образование независимых Индии и Пакистана. На карте показаны спорные территории - Хайдарабад и Кашмир, а также области со смешанным индо-мусульманским населением

Две трети прежнего княжества Кашмир перешли под власть Индии. Эти земли были объединены с сопредельными районами, заселенными индуистами, и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Совет безопасности в 1949 г. принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его северо-западной части. Но Пакистан отказался выполнять требования ООН, и плебисцит был сорван. Благодаря контролю над северо-западным Кашмиром, Пакистан получил границу с Китаем. Здесь в 1970-1980-х годах было проложено Каракорумское шоссе, обеспечившее Пакистану связь с КНР.

Индо-пакистанский конфликт из-за Кашмира не был урегулирован. Пакистанское правительство с тех пор видело в Индии главного врага. В индийском штате Джамму и Кашмир остались сепаратисты, которые выступали против вхождения в Пакистан или Индию и требовали создания независимого Кашмирского государства.